Христос воскресе! Kristus Augšāmcēlies!
Сунтажи. Церковь Спаса Преображения. Пасха. 2017 год от Рождества Христова.
До Риги, града престольного, каких-то 40 вёрст c гаком. Построенная в 1909 году православная церковь. Дом Божий словно зерцало с отражением итогов столетия: стены проломлены, стёкла повыбиты, перекрытия сгнили, купола накренились. На входе – картина маслом из перестроечных журналов, когда в тренде было так иллюстрировать забвение Веры, отход от Традиций, безбожную суть большевизма и всё такое прочее, что бодро сметётся светлым возрождением России и Латвии, которых мы потеряли. Внутри – самодельный алтарь. Хруст осколков под ногами и снежинки с неба вместо псалмов. Снаружи – цепной пёс, аки Кербер, краеугольный камень храма охраняющий. Не свезло – не Исакий...
Сунтажи. Православная церковь Спаса Преображения.
Пасха. 2017 год от Рождества Христова.
Церковь закрыта.
Ну как закрыта...
А вот так закрыта...
Пролом в стене...
...но не похоже, что кто-то искал прямой путь к вере.
Идём к звоннице.
Как там пел один патлатый: «Сметая головы церквям...».
Но нет, смели их вовсе не большевики.
Купола сгнили и покосились уже после изгнания марксизма-ленинизма из Латвии.
На входе – картина маслом из перестроечных журналов, когда в тренде было так иллюстрировать забвение Веры, отход от Традиций, безбожную суть большевизма и всё такое прочее.
Однако и это не большевики.
Не они пили пиво из пластиковых пакетов и бросали у церкви.
Зато двери этого храма всегда открыты страждущим!
Когда-то тут звенели колокола.
Порталы веры.
Снежинки прямиком с неба – удивительны Великие дни в этом году в Латвии.
Но, как гласит местная русская народная примета, так всегда бывает, когда совпадают даты Пасхи у православных и католиков/лютеран.
Чертоги православия.
Вид на покосившийся купол снизу.
Южный придел.
Апсида.
Когда-то тут был алтарь.
Но давно уже ни царских врат, ни икон...
Хотя кто-то соорудил такой алтарь.
Это не бобры, это старались люди.
Гори, гори, моя свеча...
Под хруст осколков пора на выход.
Говорят, церковь закрыли в 60-е годы. Но ведь как-то её явно потом использовали до 90-х?
Купол звонницы, говорят, ещё в 90-е был.
Да и крыша наверняка была до 90-х.
В любом случае крепко раньше строили, надёжно.
Лаконично, но красиво.
Младость и ветхость.
Кстати, это паперть. Ну, если кто не в курсе.
Прощай, Сунтажи! Христос воскресе! Kristus Augšāmcēlies! Воистину воскресе! Patiesi Augšāmcēlies!
PS. А вот и цепной пёс православия. Краеугольный камень храма под надёжной защитой.
Воистину воскресе! Patiesi Augšāmcēlies!
PS. «Альманах. Seminarum hortus humanitatis. XL» Рига, 2015. Страницы 123-124.
«В августе 2014 года мы поехали в волость Сунтажи узнать, почему у лютеран и католиков действующие церкви в Сунтажи и в них регулярно совершаются богослужения, а бывшая православная церковь стала напоминать мусорную свалку. Руководитель Сунтажской волости Андрис Ронис пояснил, что в 90-е годы Латвийская православная церковь первоначально востребовала свое имущество обратно, но позже в том же году прислала отказ. Таким образом ничего из бывшего имущества, в том числе храм и земля Латвийской православной церкви, оказались не нужны.
5 лет назад католическая церковь в Сунтажи построила себе новый храм, где службы совершаются ежедневно. На малочисленность прихода здесь никто не жалуется. У православных же иначе. Старая церковь ныне представляет собою жилое многоквартирное здание, земля поделена на садовые участки, а новый многострадальный Божий дом медленно превращается в груду развалин. Ныне у входа в бывшую церковь свалка мусора, здесь сжигают старый хлам.
Для чего нужно было Латвийской православной церкви отказываться от такого перспективного места? Мотивация таких действий туманна. Сунтажи находятся недалеко от Риги, значит, цена на землю весьма высока. Отсутствие прихода также не является причиной отказа от собственности. Пошлите священника в Сунтажи, и рано или поздно приход обязательно возникнет. Если в 1990 году на закате советского времени здесь еще не было прихода, значит ли это, что его не будет никогда? Тем более автохтонное население Сунтажи – бывшие и еще настоящие православные».